Защита несовершеннолетних в рекламе

В современных условиях развития системы информационных коммуникаций, широкого внедрения электронных средств массовой информации государство и общество уделяют большое внимание содержанию информации, адресованной несовершеннолетним. В особенности это относится к общедоступной рекламной информации.

В этих целях в законодательство Российской Федерации, в том числе в ФЗ «О рекламе», включен комплекс норм, направленных на защиту физического и психического здоровья несовершеннолетних и их нормальное развитие.Несовершеннолетние в рекламе

В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:

  • дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;
  • побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;
  • создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;
  • создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед  сверстниками;
  • формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;
  • показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью;
  • преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;
  • формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Ответственность за нарушение вышеназванных требований несет рекламодатель.

В целях защиты несовершеннолетних не допускается размещение рекламы в учебниках для начального и основного общего образования, школьных тетрадях и дневниках (ч. 10 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).

В ст. 14 ФЗ «О рекламе» ограничивается распространение рекламы в детских и образовательных передачах на телевидении. В таких передачах распространение рекламы допускается только непосредственно в начале передачи и непосредственно перед ее окончанием, при этом в зависимости от длительности передачи установлена максимальная продолжительность трансляции рекламы в начале и в конце передачи. Аналогичные нормы содержатся в ст. 15 ФЗ «О рекламе», регулирующей рекламу в радиопрограммах и радиопередачах.

В ст. 21 — 23 ФЗ «О рекламе» содержится запрещение использовать образы несовершеннолетних и обращаться к несовершеннолетним в рекламе алкогольной продукции; пива и напитков, изготавливаемых на его основе; табака, табачных изделий и курительных принадлежностей.

Реклама алкогольной продукции не должна размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции; в детских, образовательных организациях и на расстоянии ближе чем 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений (ст. 21 ФЗ «О рекламе»). Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, радио- и телепередачах, аудио- и видеопродукции; в детских, образовательных организациях и на расстоянии ближе чем 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений (ст. 22 ФЗ «О рекламе»). Реклама табака, табачных изделий, курительных принадлежностей и т.п. не должна размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, при кино- и видеообслуживании; в детских, образовательных организациях и на расстоянии ближе чем 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений (ст. 23 ФЗ «О рекламе»).

В ст. 24 ФЗ «О рекламе» содержится запрет на обращение к несовершеннолетним в рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, включая медицинские услуги по искусственному прерыванию беременности.

В ст. 26 и 27 ФЗ «О рекламе» содержится запрещение использовать образы несовершеннолетних и обращаться к несовершеннолетним в рекламе продукции военного назначения и оружия, в рекламе основанных на риске игр, пари.

Часть 4 ст. 5 ФЗ «О рекламе» дополнена п. 5, согласно которому реклама не должна содержать информацию порнографического характера.

Понятие информации порнографического характера содержится в ст. 2 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», под которой понимается информация, представляемая в виде натуралистического изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного.

Соответственно, в случае выявления в рекламе информации, подпадающей под указанное описание, такая реклама должна признаваться нарушающей п. 5 ч. 4 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с ч. 10.1 ст. 5 ФЗ «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.

Глава 2 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» вводит классификацию информационной продукции по пяти категориям:

  •  информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет (0+);
  •  информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет (6+);
  •  информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет (12+);
  •  информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет (16+);
  •  информационная продукция, запрещенная для детей (18+).

Согласно ч. 1 ст. 12 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» категория информационной продукции может обозначаться знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей.

Вместе с тем нормы ФЗ «О рекламе» не закрепляют, каким именно образом должно быть сделано указание на категорию информационной продукции в рекламе, соответственно такое указание может быть сделано любым способом, позволяющим обозначить категорию рекламируемой информационной продукции, как предусмотренным ч. 1 ст. 12 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», так и иным образом.

Защита несовершеннолетних в рекламе: Видео

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector